Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) — поистине универсальный гений — поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, рисовальщик, искусствовед, режиссер, актер, ученый (притом тоже достаточно многосторонний: ботаник, оптик, зоолог, минераловед), государственный деятель.
Величайший немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в литературе, науке, искусстве и общественной жизни. Начав писать стихи мальчиком, он не прекращал литературной деятельности до последних дней. Его литературное наследие широко и многообразно. Он создал большое количество лирических стихотворений, несколько романов и драм, работы по естествознанию и искусствоведению.
Жизнь и деятельность Гёте были настолько продолжительны, что его нельзя отнести только к одному периоду истории литературы. Начало его творчества приходится на эпоху Просвещения, ознаменовавшуюся решительной критикой всех устоев феодально-крепостнического общества. В Англии смелыми обличителями несправедливости были писатели Свифт, Филдинг, Голд-смит. Во Франции выдвинулись яркие мыслители Вольтер, Дидро и Руссо. В Германии предшественником Гёте был писатель-просветитель Г.Э.Лессинг, автор басен, комедий и драм, философ, литературный критик и эстетик.
Германия в эпоху жизни Гёте не была единым государством. Страна страдала от раздробленности на бесчисленные мелкие герцогства, ландграфства; формально они все были объединены в Священную Римскую империю германского народа, возглавляемую выбранным императором, каким обычно был австрийский король. Но каждый властитель мелкого государства управлял своими владениями по собственному произволу, притесняя крестьян и горожан. В стране возникло несколько вольных городов, подчинявшихся непосредственно императору и имевших самоуправление. В таком вольном городе Франкфурте-на-Майне и родился Гёте 28 августа 1749 года в семье состоятельных горожан. Его отец был юристом, он сам воспитывал сына Вольфганга и его младшую сестру Корнелию, нанимал им хороших учителей и дал им хорошее образование.
Выдающиеся способности, широта интересов позволили Гёте стать одним из образованнейших людей своего времени. В шестнадцать лет Гёте стал студентом Лейпцигского университета, но не закончил его из-за болезни, вынудившей юношу вернуться в родной дом. По выздоровлении он отправился для завершения образования в Страсбург, где получил звание доктора права. Если в Лейпциге преподавателями были деятели немецкого Просвещения Готшед и Геллерт, то в Страсбурге Гёте познакомился с молодым философом и писателем И.-Г.Гердером, который, будучи на шесть лет старше, оказал на молодого писателя значительное влияние.
В Лейпциге начинается его литературная деятельность. Первые лирические стихотворения и драмы (пастораль «Каприз влюбленного» 1769 год, комедия «Совиновники» 1768-69) написаны в стиле галантной поэзии рококо. В совершенно иной манере написаны «Три оды моему другу Беришу» (1767), в них Гете впервые использовал вольные ритмы нерифмованного стиха. После вызванного болезнью двухлетнего пребывания в родном городе Гёте в 1770 году отправляется для продолжения образования в Страсбург. Здесь он оканчивает университет, близко сходится с И.-Г. Гердером, теоретиком движения «Бури и натиска», борющееся за объединение Германии, и в последующие годы возглавляет это движение.
Многообразие поэтического дарования Гете проявилось в том, что наряду с прославлением титанизма он создал необыкновенную по красоте чувств задушевную лирику. Таковы его «Зезенгеймские песни» вдохновленные любовью к дочери сельского пастора. Любовные песни Гете знаменовали решительный разрыв с рассудочной поэзией 18-го века.
Отсутствие сил способных сокрушить отживающий феодальный строй, вызвало кризис и распад движения «Бури и натиска». Первым понял безнадежность штюрмерского бунтарства Гете. Это побудило его совершить поступок, вызывающий осуждение многих прежних друзей и поклонников поэта: в ноябре 1775 года он, на которого смотрели как на врага феодалов, принял приглашение владетеля мелкого Саксен-Веймарского герцогства Карла Августа, стал его придворным и министром.
Не оставил он и литературных занятий, но характер его творчества резко изменился. В стихотворении «Ильменау», написанном ко дню рождения герцога в 1783 году, Гете выразил в конце надежду на то, что герцог позаботится о благосостоянии народа и его владениях. Именно эта мечта о просвещенном абсолютизме хотя бы на малой территории и побудила Гете обосноваться в Веймаре.
Обстоятельства сложились так, что и в личной жизни Гете его стремления натолкнулись на препятствия. В Веймаре он полюбил придворную даму Шарлотту фон Штейн, которая была старше его, замужем и имела детей. Отвечая на чувства поэта, она, однако, положила им предел, не допуская окончательного сближения. Любовь, не получавшая полного удовлетворения, была мучительна для Гете, но он долго мирился с этим положением. С наибольшей поэтической силой и с достаточной ясностью характер отношений Гете с любимой женщиной выражен в стихотворении «Warum gabst du uns die tiefen Blicke…». Эта любовь наложила отпечаток на творчество поэта.
В 1786 году Гете с разрешения герцога, но тайно от всех, даже от Шарлотты фон Штейн, уехал в Италию, где провел около двух лет. Он жил там среди художников и сам усердно занимался живописью, одновременно заканчивая начатые в Веймаре литературные произведения.
Поездка в Италию ознаменовала новый перелом в жизни Гете. В нем возродилась творческая энергия, и он вернулся в Веймар, чтобы зажить по-новому. Это проявилось в его разрыве с Шарлоттой фон Штейн. Гете взял в свой дом двадцатитрехлетнюю работницу Кристиану Вильпиус и жил с ней, не вступая в церковный брак. Ослабли связи с герцогским двором, Гете отошел от его дел, оставив себе лишь заботу о просвещении и руководство театром. Отныне он занимается только литературой, искусством, театром, а также наукой, расставшись с прежними многочисленными служебными обязанностями.
Замечательнейшим поэтическим итогом происшедшего перелома стали » Римские Элегии» (1788-1790) — собрание стихотворений, написанных с использованием эротической поэзии древнеримских лириков. Возлюбленная, воспетая Гете в этих стихах, — образ собирательный. В ней воплощена память о любовных радостях, испытанных Гете в Италии, и чувства, возбужденные Веймарской возлюбленной. Откровенная эротичность элегий вызвала осуждение и отчуждение со стороны светского общества и даже близких Гете людей.
Все переменилось, когда в 1794 году Гете сдружился с Фридрихом Шиллером (1759-1805), поселившемся в Веймарском герцогстве. То был союз двух творческих личностей, в котором каждый сохранял присущие ему взгляды, но оба сошлись в том, что отсутствие условий для преобразования социальной жизни не означает, что можно сидеть сложа руки. Они считали, что необходимо создавать такие произведения, которые содействовали бы общему подъему духовной культуры народа.
Свою главную задачу Гете и Шиллер видели в утверждении положительных идеалов, при этом оба поэта были убеждены, что красота, прекрасное в искусстве — важнейшее средство воздействия на человеческие души. У Гете есть ряд дидактических стихотворений, созданных им в эти годы и позже. В частности, особенно его «Метаморфоза растений» (1798) и «Метаморфозы животных»(1799-1806) в которых излагается идея развития всего живого в природе.
Со смертью Шиллера кончился, в сущности, и классический период творчества Гете. Эпилог к Шиллерову «Колоколу» (1805-1815) был эпилогом веймарского классицизма.
В 1806 году в битве под Иеной, совсем рядом с Веймаром, Наполеон наголову разбил прусские войска. Прекратила существование так называемая Священная римская империя германской нации.
В ту пору все больше сторонников приобретает новое литературное направление — романтизм, возникшее в 90-е годы. Некоторые его деятели, как, например, братья Фридрих и Август-Вильгейм Шлегель, начинали вблизи Гете и Шиллера, но вскоре пути их разошлись. Гете и Шиллер отвергали ориентацию романтиков на Средневековье, ибо справедливо видели в ней апологию феодализма. Им были чужды индивидуализм и нервная экзальтация романтиков, являвшая собой полную противоположность идеалу классической гармонии.
Вследствие событий 1805-1806 годов Гете пересматривает прежние позиции. Гете не отказывается от своих гуманистических идеалов, но он достаточно чуток, чтобы почувствовать новую духовную ориентацию немецкого общества. Именно в те годы он завершает первую часть «Фауста», которая выходит в свет в 1808 году.
Приближаясь к шестидесяти годам, Гете создает в1807-1808 годах цикл сонетов, посвященных юной возлюбленной Минне Херцлиб.
Гете издавна интересовался Востоком. В 1812- 1813 годах Иозеф фон Гаммер издал немецкий перевод стихотворений великого персидского поэта 14-го века Гафиза. Восхищение личностью и творчеством Гафиза сплелось у Гете с новым любовным увлечением, Марианной Виллемер. Это вызвало новый подъем лирического творчества поэта. В итоге чего в 1819 году вышел сборник стихов — «Западно-восточный Диван».
Лирический дар Гете не иссяк до конца его жизни, только с годами характер лирики менялся. Поэзия Гете последнего периода, после семидесяти лет, в значительной мере философична. Его философская лирика интересна не только мыслями, но и особенностями формы. Прежде всего бросается в глаза необыкновенный лаконизм поэта.
22 июля 1831 года Гете закончил «Фауста», начатого еще в 1771 году. «Фауст» его сопровождал на протяжении всей жизни.
Сюжет драматической поэмы навеян народной книгой 16-го века, удивительной личности доктора Фауста, который продал душу дьяволу в обмен на полноту земного могущества, знания и наслаждения жизнью. В образе Фауста Гете увидел воплощение исторического пути человечества, выходящего из мрачной обстановки Средневековья, ищущего новых путей жизни, «готового с бурей биться», охваченного глубокими внутренними противоречиями и побеждающего. В спутники Фаусту дан Мефистофель. Гете переосмысливает образ средневекового дьявола, губящего душу человека, придав глубокий философский смысл образу. В моральном облике Мефистофеля воплощены циничные стороны феодального общественного развития, а в общем философском содержании образа — идея отрицания как необходимого условия движения вперед. Только в сопровождении своего «беспокойного спутника» — Мефистофеля — Фуст может постигнуть всю полноту жизни, достигнуть высшего развития. Но Мефистофель не смог подчинить себе Фауста. Сила отрицания не имела для Фауста самостоятельного значения, она была подчинена его беспокойным поискам положительного, борьбе за осуществление своих идеалов. Решение, которое Гете дал основной проблеме этой драмы, имеет глубоко гуманистический смысл, оно полно исторического оптимизма. Драматическая поэма Гете связана с высокой оценкой познавательных и творческих сил человека, смысла его исканий, его борьбы и движения вперед. В поисках настоящего счастья Гете заставляет своего героя пройти через различные стадии и превращения. В последней момент жизни Фаусту открывается, наконец, цель жизни человека на земле.
Этот вывод явился логическим завершением стремления Фауста к полноте существования, к практическому значению созидательной деятельности. Фауст умирает, и дьявол готовится схватить свою жертву, но здесь открывается небо, и спасение приходит сверху.
Образ Фауста и другие художественные образы поэмы прочно вошли в культурный фонд человечества.
Некогда Гете сказал, что поэт, живописец, композитор обычно умирает, когда задача его жизни выполнена. Надо-де очистить поле для работы новых поколений. 16 марта 1832 года Гете простудился во время загородной прогулки в экипаже. Схватка со смертью была мучительна. 22 марта его не стало. 26 марта гроб с телом Гете был водворен в герцогскую усыпальницу рядом с прахом Шиллера.